Персональный сайт воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка» Назаровой Юлии Сергеевны
Рабочая программа по организации деятельности в первой младшей группе на период 2017-2018 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6«Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Рабочая программа по организации деятельности в первой младшей группе на период 2017-2018 учебного года Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва;2010 . Составила :Солодунова Ю.С.
г. Пролетарск-2017
СОДЕРЖАНИЕ Раздел I. Целевой 1.1. Пояснительная записка. …………………………………………………3с 1.1.. Цели и задачи реализации рабочей программы; ………………........3с 1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы;…………..3с 1.3. Характеристики особенностей развития детей 2-3лет………………...4с 1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы. Целевые ориентиры…………………………………………………………..…5с Раздел II. Содержательный раздел рабочей программы…………………..7с 2.1.Содержание психолого-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию ……………………………………………….………..7с 2.2.Содержание психолого-педагогической работы по познавательному развитию …………………………………………………………………………………..40с 2.3. Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию ……………………………………………………………………………...…..45с 2.4. Содержание психолого-педагогической работы по художественно-эстетическому развитию………………………………………………………………...60с 2.5.Содержание психолого-педагогической работы по физическому развитию………………………………………………………………85с 2.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;…………………………………………………...........…..130с 2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы;…………………………………………………………………….………141с 2.8.Содержание работы с семьями воспитанников ………….………………141с Раздел III. Организационный раздел …………………………………….……148с 3.1.1. Материально-техническое обеспечение Программы;…………………………………………………………………………….…148с 3.1.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания………………………………………………………………………..…..…149с 3.1.3. Организация режима пребывания детей в МБОУ;………………………151с 3.1.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;……………………………………………………………………………159с 3.1.5.Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды…………………………………….........................163с 3 Список литературы…………………………………………………………..164с 1.0.Общая информация Рабочая программа первой младшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области (1-й уровень - дошкольное образование) Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под общей редакцией Н.Е.Вераксы. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, Положения о рабочей программе МБДОУ №6
Программа характеризует целостную модель воспитания, обучения и развития детей от 2-х до 3 лет, выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах развития личности ребенка, семьи, общества и государства и обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения, социума и родителей.
1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы 1. Ведущие цели рабочей программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 2. 1.1.1 Цели и задачи реализации рабочей программы Ведущие цели рабочей программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;· строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; · основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; · предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. 1.1.3. Характеристики особенностей развития детей третьего года жизни. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения,в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либопредмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного отвзрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 1.1.4.Планируемые результаты освоения рабочей программы. Целевые ориентиры освоения программы К концу года дети первой младшей группы должны уметь (ОО «Физическое развитие»): • самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; • проявлять навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых); • при небольшой помощи взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, салфеткой, расческой, горшком); • самостоятельно есть; • ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга; • прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед; • брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч; • ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. К концу года дети первой младшей группы могут (ОО Социально-коммуникативное развитие») • играть рядом, не мешая друг другу, подражать действиям сверстников; • эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу; • самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект; • использовать в игре замещение недостающего предмета; • общаться в диалоге с воспитателем; • в самостоятельной игре сопровождать речью свои действия; • следить за действиями героев кукольного театра; • выполнять простейшие трудовые действия (с помощью педагогов); • наблюдать за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы; • соблюдать элементарные правила поведения в детском саду; • соблюдать элементарные правила взаимодействия с растениями и животными К концу года дети первой младшей группы могут (ОО «Познавательное развитие»): • образовывать группу однородных предметов; • различать один и много предметов; • различать большие и маленькие предметы, называть их размер; • узнавать шар и куб; • различать и называть предметы ближайшего окружения; • называть имена членов семьи и воспитателей; • узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей; • различать некоторые овощи, фрукты (1-2 вида); • различать некоторые деревья ближайшего окружения, природные сезонные явления; К концу года дети первой младшей группы могут (ОО «Речевое развитие»): • поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, на негативные действия сверстника; • сопровождать речью игровые и бытовые действия; • слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения; • слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, при повторном чтении проговаривать слова, небольшие фразы; • рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.
К концу года дети первой младшей группы могут (ОО «Художественно-эстетическое развитие») · различать основные формы деталей строительного материала; • с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм; • разворачивать игру вокруг собственной постройки • знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; • различают красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета; • умеют раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; умеют соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; • лепят несложные предметы, аккуратно пользуются глиной; • узнают знакомые мелодии и различают высоту звуков (высокий - низкий); • вместе с воспитателем подпевают в песне музыкальные фразы; • двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движения с первыми звуками музыки; • умеют выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; • называют музыкальные инструменты: погремушки, бубен Целевые ориентиры освоения программы применительно к первой младшей группе ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре; ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) Раздел II. Содержательный раздел 2.1.Содержание психолого-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию Содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: - развитие детей в игре; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правразвитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его рели в обществе и жизни каждого человека. формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Целевые ориентиры развития ребенка : проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные, музыкальные произведения; самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания, принимает участие в играх разного вида, в продуктивной деятельности, пользуется индивидуальными предметами, соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; с интересом слушает рассказы воспитателя, рассматривает картинки, иллюстрации; имеет первичное представление об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и соблюдает их, выполняет простейшие поручения взрослого
Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевые игры Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Подвижные игры Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание). Перспективно-тематические планирование по подвижным играм.
4 сентября 2017 в 13:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.