Персональный сайт воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка» Назаровой Юлии Сергеевны

Театрализованная игра с детьми дошкольниками 4-5 лет

Театрализованная игра с детьми дошкольниками 4-5 лет

В средней группе все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются. Главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное овладение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).

В 4 — 5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагогу необходимо прослеживать количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит малыша —он только учится играть и чувствовать роль. Желание «наиграться» превалирует над другими стремлениями. Воспитатель, действуя как мудрый партнер, режиссер и советчик, анализирует возможности ребенка и со временем сможет выстроить перспективу развития его артистизма, навыков художественной игры.

Пока же нужно дать ребенку как можно больше образцов-эталонов и вариантов-интерпретаций (ролей, действий, сюжетов), чтобы, с одной стороны, научить драматизации, а с другой стороны — не ограничить свободу мысли и чувства. Следует пополнять художественные впечатления детей, давать пищу для восприятия. Педагог, показывая отдельные игры-драматизации, сценки или развернутые драматические представления, тем самым удовлетворяет потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказывающие сильные впечатления на ребенка, вызывают в нем большое желание подражать, то есть играть роли, причем так же вдохновенно и выразительно, как это делает воспитатель. Начиная со средней группы, у детей все ярче проявляется способность к художественной имитации; воспитателю нетрудно увлечь их интерпретацией роли, ярким сюжетом.

Сюжеты, которые предлагает взрослый детям, изменяются: они становятся более сложными для восприятия, могут быть продолжительнее, чем раньше. Педагог побуждает ребят к выделению нравственной идеи (добра и зла, взаимопомощи и др.) прочитанной сказки, воспитывая чутких слушателей.

Ниже предлагаются разработанные нами сценарии игровых ситуаций, представляющих собой совокупность художественно-творческих обстоятельств, в которые попадает ребенок. Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной игры: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсценировки, сказки, спектакли. Ведущей остается идея представить театрализованную игру как эмоциональную ситуацию, которая требует «переживания в проживании», и которую специально создает и организует педагог. Здесь надо сказать о самом педагоге. Теперь к педагогу предъявляется требование быть артистичным, творческим, динамичным, для того чтобы воздействовать на чувственно-эмоциональную сферу ребенка, способствовать его погружению в мир драматизации.

Театрализованная деятельность детей в средней группе значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями. Теперь взрослый предоставляет ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать в настольном театре, проигрывать в драматическом детском театре; также можно предложить их в виде этюдов и всевозможных игр.

Приемы работы над ролью также существенно меняются: активно используются творческие задания («Покажи, как курочка просит у хозяюшки маслица»), вовлечение в диалог (например, в играх-инсценировках про парикмахерскую), в импровизацию («...И тут птицы испугались и полетели, гневно крича...»), включаясь в которые ребенок призовет на помощь воображение, даст свой взгляд на ситуацию, поразмыслит.

Некоторые игры носят характер сюжетно-ролевой игры. Начинаясь с обсуждения замысла, такая игра может обрастать выразительными диалогами, художественными ситуациями, что сближает ее с собственно драматизациями. В разделе «Сюжетно-ролевая игра» настоящего пособия мы упоминали о том, что театрализованные игры питают сюжетно-ролевую игру: именно из художественной, театрализованной игры ребенок черпает идеи и образцы построения сюжета, что впоследствии разовьет у него способности к сюжетосложению, которые так необходимы в старшей группе для развития игровых умений в творческой игре.

Воспитателю следует помнить о том, что дети 4—5 лет могут самостоятельно обустраивать место для своей игры: строить простейшие конструкции, изготавливать атрибутику, элементы костюмов. Педагог помогает им реализовать идеи обустройства игрового пространства, предоставляя для этого специально отведенное время (во время занятий, в свободное время). Это заставляет педагога задуматься об особенностях и возможностях предварительной работы. Как в сюжетноролевой, так и в театрализованной игре предварительная работа становится крайне необходимой, так как она позволяет оснастить будущий сюжет (спектакль) предметной средой.

Так же как и в разыгрывании сюжетов, в оборудовании предметно-пространственной среды воспитатель должен давать детям как можно больше возможностей проявить самостоятельность. Пусть на первых порах малыши что-то сделают не так, зато потом, освоившись, скорее поймут, чего они не учли, какую деталь не сделали, разыгрывая ту или иную сценку.

Большое значение мы уделяем роли педагогического театра как образца творческого поведения взрослых, что является необходимым в развитии творческих способностей детей. В пособии представлена деятельность такого театра в виде «театра одного актера» (воспитателя) в сценках, играх, инсценировках, а также в виде небольшого театрального коллектива (в спектакле «Ленивая Маша»), которому по плечу исполнение пьес различного жанра (в данном примере это сочетание кукольного и драматического театра взрослых). Большие выразительные возможности педагогического театра существенно упрощают работу педагога по накоплению у детей художественных впечатлений.

Используя представленный здесь материал, воспитатель может включать его в свою работу вариативно, по-своему, например, брать только отдельные игры, сюжеты или соединять две-три игровые ситуации в целостный игровой блок. Это избавит педагога от шаблона, пробудит в нем творческий подход к детской игре.

Предлагаемые игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Сценарии игр-ситуаций

Игра-ситуация «Незаметно пролетело лето»

Программное содержание. Развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию; способствовать развитию выразительной интонации; учить приемам пантомимы.

Материалы. Куклы, кукла Митя, щенок Тузик (игрушка), элементы костюмов для бабы Тони и деда Ивана, коробка с пластмассовыми гвоздями.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, ознакомление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель вспоминает прошедшее лето и выясняет, как ребята его провели (были на даче, в лесу, на море; купались, загорали, играли, ходили в зоопарк, в театр, в кино). Дети рассказывают, где они были, что видели. Педагог, активизируя детскую фантазию, просит ребят рассказать о своих куклах (детках) и дает образец.

Воспитатель. Моя дочка Лена (показывает куклу) ходила в зоопарк. Там были слоны, медведи, волки. Лена не испугалась их. Лене понравилось, как белый мишка купался в воде. А ваши детки что делали?

Дети рассказывают о своих путешествиях. Затем воспитатель приносит куклу Митю, говорит, что Митя тоже хочет рассказать о летних каникулах, и от его имени поет песенку:

Я, ребята, ездил летом

В гости к бабушке своей,

Никого милее нету

Доброй бабушки моей.

В тихой дальней деревушке

Много лет живет она,

Одиноко жить старушке,

Помощь ей моя нужна.

Я привез в подарок спицы.

Ниток два больших мотка,

Ей в хозяйстве пригодятся

Сахар, масло и мука.

Как бабуля рада встрече!

Мне велела отдыхать,

А сама в свободный вечер

Села мне носки вязать.

Все по дому хлопотала,

Из муки пекла блины,

Мягкий свитер мне связала,

Сшила новые штаны.

Отдых мой был так чудесен —

Я купался, загорал,

Спел с друзьями столько песен,

Столько рыбы я поймал!

Вот пришла пора прощаться,

Стало грустно в этот миг:

Жаль с бабулей расставаться,

И к ребятам я привык.

Вдруг я вспомнил обещанье —

По хозяйству помогать.

Взял топор, нашел рубанок,

Стал заборчик поправлять.

Чтоб забор стоял, как новый,

Поработал я пилой,

Бабушка, взглянув, сказала:

— Внучек, я горжусь тобой!

Я сажусь в вагон купейный,

Из окна машу рукой:

— Через год, моя деревня,

Мы увидимся с тобой!

Воспитатель предлагает детям рассказать кукле Мите, как они помогали взрослым. Можно провести игру в виде пантомимы «Угадай, что я делаю?» (колю дрова, забиваю гвозди, пилю, строгаю, шью, мою пол, готовлю еду и т. п.). Затем проводится игра-разминка.

Игра-разминка «Помощники».

Роли: дед Иван, баба Тоня, внучек, внучка, щенок Тузик.

Дети и дед Иван (дети поют, дед Иван выходит с коробкой гвоздей).

Как-то старый дед Иван

Починить решил диван,

Взял он гвозди и пошел,

Сзади внучек подошел:

Внучек.

— Я сумею починить,

Гвозди я сумею вбить.

Стук-стук да постук,

Гвозди я сумею вбить.

(Имитирует удары молотком.)

Дети и дед Иван.

Стук-стук да постук,

Гвозди он сумеет вбить.

(Имитируют удары молотком.)

Дети и баба Тоня.

Баба Тоня по пути

Двор решила подмести.

Взяв метлу, к крыльцу пошла,

Сзади внучка подошла.

Внучка.

— Дай, бабуля, мне метлу,

Двор я быстро подмету!

Эх, раз, еще раз!

Чистый двор теперь у нас!

(Имитирует движения метлой.)

Дети и баба Тоня.

Эх, раз, еще раз!

Чистый двор теперь у нас!

(Имитируют движения метлой.)

Дети и Тузик.

Тузик с мячиком играл,

Только в лужу мяч упал.

— Гав-гав, как тут быть?

Надо мяч и нос отмыть.

(Тузик играет в мяч.)

Внучек и Внучка (имитируют купание щенка).

Моем ушки, моем нос,

Моем лапки, моем хвост.

Чистым стал щенок опять,

Снова может он гулять.

Дети.

Чистым стал щенок опять,

Снова может он гулять.

 (Хлопают в ладоши)

Примечание. Игру-разминку можно проводить в кругу.

Игра-ситуация «Какая погода лучше?»

Программное содержание. Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальный образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки и показывать ее в театре картинок (в настольном театре).

Материалы. Зонт, картинки для сказки «Какая погода лучше?».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к окну и беседует с ними о погоде (холодный день или теплый; хмуро или солнечно; ветрено или тихо). Затем предлагает поиграть в «разную погоду»: отгадать настроение погоды в игре поможет музыка. Дети сидят «в домиках» (за стульчиками) и, слушая музыку, угадывают погоду на улице. Педагог включает музыкальные отрывки по своему усмотрению. Это могут быть следующие произведения: Д. Кабалевский «Грустный дождик»; Э. Григ «Танец эльфов»; Р. Шуман «Зима»; русская народная мелодия «Ах вы, сени» и другие. Дети импровизируют на заданный музыкальный образ: прыгают через лужи, прячутся под зонтом, бегают по лужайке, укрываются от ветра, спокойно гуляют. К музыкальному образу воспитатель может добавить словесный образ.

Под дождем

Снова спозаранку дождь, дождь.

Мокрые полянки — дождь, дождь.

Тучи нависают — кап, кап,

Грустен стук трамвая — тук, так.

Под солнышком

Весело запели птицы в вышине,

Слышен колокольчик где-то вдалеке.

Перезвон трамваев, перестук колес,

Песенку про солнышко ветер нам донес.

Ветрено

Сильный ветер налетел,

Словно все смести хотел.

Закачались клены, ивы,

И березы, и рябины

Наклонились до земли,

Травы низко полегли.

Ветер буйный расшалился,

За пригорочком укрылся,

А потом взметнулся ввысь:

— Прочь с дороги, берегись!

Под зонтом

Мы укрылись под зонтом,

Лужи нипочем,

Не спеша домой идем,

Песенку поем.

Дождь не страшен нам с тобой,

Веселей шагай,

Если зонт над головой,

То не унывай.

Воспитатель предлагает показать детям сказку на фланелеграфе с помощью картинок (можно подойти к работе вариативно: сначала рассказать сказку, а потом предложить детям самостоятельно показать ее на фланели).

Сказка на фланелеграфе «Какая погода лучше?»

Однажды вечером, когда все обитатели леса спали, волчонок выбрался из норы и огляделся. Вокруг никого не было видно, только ухали совы да поскрипывали деревья: скрип-скрип. Луна светила так ярко, что волчонок хорошо различил и высокую сосну, на которой часто играли белки, и кусты малины, которую так любил медведь. Волчонку не хотелось спать, он впервые увидел лес ночью, залюбовался луной и воскликнул: «Какая чудесная погода! Светло!» Вдруг кто-то прошмыгнул мимо него в траве, и он услышал: «Ничего чудесного тут нет! Все на виду. Не укрыться!» Так сказала серая мышка и скрылась в кустах.

Волчонок осмотрелся и пошел вперед. Вдруг он почувствовал, как что-то закапало сверху. Это начался дождь. Поначалу волчонку нравилось слышать, как дождь барабанит по листьям деревьев: «Трам-тарам, тарарарам!» Волчонок подпевал песенке дождя: «Трам-тарам, тарарарам!» Но потом дождь разошелся, шерстка у волчонка намокла, и ему стало холодно. Он дошел до болотца. «Какая мерзкая погода! Брр!»—сказал он и тут же услышал: «Ква, ква! Ква, ква! Квакая благодать!» Это кричали лягушки, радуясь дождику. Они сидели мокрые и счастливые, выставив скользкие спинки. Дождь не унимался. Волчонок подумал: «Неужели можно радоваться дождю?» И бегом побежал в свою норку.

В норке было тепло. В уголке мирно посапывали волчата —его братья и сестры, спали волк отец и мама волчица. Волчонок согрелся и быстро заснул. Когда он проснулся, было уже утро, но дождь еще не кончился, он продолжал лихо барабанить. Волчонку это не мешало, напротив, дождь успокаивал его, так, что он задремал. Засыпая, волчонок подумал: «Как странно, а сначала я думал, что дождливая погода самая плохая». В это время проснулась мама волчица и сказала: «Спи, малыш, всякая погода хороша, если ты в тепле».

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. В дальнейшем можно предложить детям разыграть сказку по ролям или показать в настольном театре.

Игра-ситуация «Печем хлеб»

Программное содержание. Побуждать детей к воплощению в роли, используя выразительные средства мимики и интонации голоса; способствовать развитию исполнительских навыков (дикции, артикуляции).

Материалы. Каравай (настоящий хлеб), сервировка стола для чая, атрибуты для русской избы, шапочка для мыши.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, ознакомление с окружающим, музыка.

Ход игры

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей с караваем. Комната убрана под русскую избу.

Арина (воспитатель). Здравствуйте, дорогие гости, я —Арина, прошу вас в мою избу. Заходите, садитесь на лавочки, отведайте моего каравая. Он пышный да румяный, из новой муки, нового урожая. Урожай уродился хороший: рожь да пшеница, ячмень да овес, гречка ядрица. Всем работа досталась: работники зерно сеяли, урожай растили, пололи, колоски собирали, молотили, муку мололи, хлеб пекли. Давайте покажем, как работники работать собирались.

Дети «выходят в поле».

Игра-разминка для голоса «В поле».

1-й работник. Ау, ау! По полю иду, иду!

2-й работник. Ау, ау! По полю иду, иду!

3-й работник.

Собирайтесь, снаряжайтесь,

Коробами запасайтесь!

4-й работник.

Короба мореные,

Проса с верхом полные.

Арина. Давайте покажем, как работники работали.

Дети вместе с воспитателем инсценируют песню.

Игра с движением «Встали рано просо сеять».

Встали рано просо веять,

Стали густо просо сеять. (Имитируют сев.)

Эх, работа тяжела,

Эх, забота нелегка.

Появилися росточки,

Зацвели цветы-цветочки. (Качают поднятыми вверх руками.)

Эх, зеленым-зелено,

Эх, все поле зацвело.

Колоски потом пололи,

Собирали да мололи. (Имитируют сбор колосков.)

Эх, работа тяжела.

Эх, забота нелегка.

Мы мололи — не устали,

Хлеб душистый выпекали. (Пекут хлеб.)

Эх, работа хороша,

Эх, поет моя душа! (Кланяются в пояс.)

Арина. Зимой зерно хранили в амбарах, чтобы всегда можно было испечь свежий хлеб. Как повадилась вдруг мышь на зерно бегать, поела все зерно. Проучим мышь, чтоб она забыла в амбар дорогу.

Игра-ловишка «Мышь в амбаре завелась».

Дети выбирают, кто будет изображать мышь, делятся на две группы и поют, стоя одна группа напротив другой.

1-я группа.

Мышь в амбаре завелась,

Все зерно поела.

2-я группа.

Что же это за напасть,

Разве это дело?

1-я группа.

А мы выловим ее,

Ставим мышеловку.

2-я группа.

И захлопнется за ней

Мышеловка ловко.

Мышь.

А я в норку убегу,

И зерно постерегу.

Дети берутся за руки и делают воротики. Мышь пробегает в во- ротики, работники пытаются ее поймать. Если мышь убегает, то игра продолжается, пока плутовку не поймают.

Арина. Вот мы и мышку проучили, и зерно сберегли. (Детям.) Работнички, вы работали? (Работали.) Работнички, вы старались? (Старались.) А за старанье всем работничкам полагается благодарность. Вот вам хлебушек за работу. (Угощает ребят караваем.)

Всех гостей мы угощаем

Сдобным вкусным караваем.

Он на блюде золотом.

Мы уселись за столом,

Чай по чашкам разливай,

Налетай на каравай!

Игра-ситуация «На пруду»

Программное содержание. Вовлекать детей в игровую ситуацию; упражнять в выразительной интонации голоса; выражать эмоции через движение.

Материалы. Игрушка уточка.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Ознакомление с окружающим, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель знакомит детей с игрушечной уточкой, которая любит плавать в пруду. Педагог беседует с детьми об уточке: не холодно ли ей ходить на пруд, не боится ли уточка снега. Дети подходят к уточке и жалеют ее, называя ласковыми словами. Уточка обращается к детям как к своим утятам и просит пойти вместе с ней на пруд. Проводится игра-разминка на стихи 3. Александровой «Утки — беленькие грудки».

Игра-разминка «Утки — беленькие грудки».

Вышли утки на снежок,

На высокий бережок.

Серенькие утки,

Беленькие грудки.

По морозу босиком

Ходят утки косяком.

Ах, какие утки,

Беленькие грудки. (Дети-утки идут, похлопывая крыльями по бокам.)

Вот они на старый пруд

Вперевалочку бегут.

Шибче, шибче, утки,

Беленькие грудки. (Вперевалочку бегут.)

На утиную беду

Пруд любимый весь во льду.

— Что нам делать, утки,

Беленькие грудки? (Останавливаются и пожимают плечами, поворачиваясь из стороны в сторону.)

Закричали утки: «Кря!

Мы теряем время зря!

Ну-ка спляшем, утки,

Беленькие грудки».

Закружился хоровод,

Проломился тонкий лед.

В пруд нырнули утки,

Беленькие грудки. (Идут в хороводе.)

Снова ожил старый пруд,

Там кораблики плывут.

Это наши утки,

Беленькие грудки. («Плывут» по воде, сложив крылышки.)

Воспитатель в роли хозяйки уток просит уточек идти домой. Проводится этюд на выразительную интонацию. Утята при помощи одной интонации голоса («кря-кря») должны выразить свои эмоции.

Этюд на интонационную выразительность «Хозяйка и утки».

Хозяйка (ласково). А теперь, утята, пора в сарай, спать! Утята (ворчливо). Кря-кря-кря!

Хозяйка (берет прут). Не ворчите! Вот я вам задам!

Утята (гневно). Кря-кря-кря!

Хозяйка (строго). Марш в сарай! (Загоняет утят в сарай —на стульчики; потом подходит к сараю и прислушивается.) Как тут мои утята? Утята (жалобно). Кря-кря-кря!

Хозяйка (ласково). Пожалею моих утят. Утята, выходите! (Открывает воображаемую дверь сарая и выпускает утят.) Ну, что вы хотите, утята?

Утята (просяще). Кря-кря-кря!

Хозяйка. Вы просите прощения?

Утята (кивают головами). Кря-кря-кря!

Хозяйка. Прощаю вас за непослушание. Попейте свежей водицы. После этюда воспитатель спрашивает у детей, какие были утята, как они себя вели, когда и каким голосом отвечали хозяйке. Дети проигрывают голосом интонацию утят в различных ситуациях, потом подражают их движениям.

Игра-ситуация «Сыграем в театр?»

Программное содержание. Приобщать детей к миру театра; дать представление о театральных профессиях, о жизни театра; вовлекать в ситуацию творчества и игры; побуждать к выбору роли; учить входить в воображаемую роль; учить играть в настольном театре.

Материалы. Декорации и игрушки к сказке «Какая погода лучше?»; материалы для афиш и билетов.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-ролевая игра, музыка.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям, как она недавно ходила в театр.

Рассказ воспитателя «Как я была в театре»

Совсем недавно я побывала в театре. Мне так понравилось в нем, что очень хочется об этом рассказать. Еще на подходе к театру видно афишу, которая приглашает всех желающих посмотреть спектакль. В ней указано название спектакля, какие актеры сегодня играют.

В театре живет праздник. Там много света, играет музыка, красивые залы, нарядно одетые люди. Все стоят и ждут, когда прозвенит звонок, чтобы попасть в зрительный зал. Зрители занимают места, которые указаны в их билетах. Занавес на сцене закрыт, поэтому никто не знает, что там на ней будет. Гаснет свет, играет музыка, открывается занавес, выходят актеры, и спектакль начинается.

Когда я посмотрела спектакль, то поняла, как много людей старается для того, чтобы спектакль получился интересным. В театре работают люди самых разных профессий: сценаристы, режиссеры, актеры, декораторы, художники, гримеры, костюмеры, музыканты. А еще в тетаре есть кассиры, билетеры, гардеробщики, буфетчики. Как вы думаете, чем занимаются эти люди?

После рассказа воспитатель вовлекает детей в беседу о том, как люди самых разных театральных профессий помогают зрителю в театре, участвуют в подготовке спектакля.

Далее педагог предлагает детям поиграть в театр. В соответствии со своими желаниями ребята получают роли работников театра. Определяется место, где будет театр, и каждый представляет свою роль. Остальные дети (и воспитатель) — зрители.

Расклейщик афиш

У меня в руке афиши,

Я расклею их повсюду.

Приходите, наш спектакль —

Загляденье, просто чудо!

Кассир

Продаю с утра билеты,

И билетов больше нет.

Есть билеты лишь на среду,

На «Жар-птицу» — на субботу.

Вечером, после работы,

Есть билет на «Колобок».

Покупайте, приходите,

Скоротайте вечерок!

Гардеробщик

Всех сегодня обслужу,

Всем сегодня угожу:

Вашу шубку — на крючок,

Получайте номерок.

Вы не думайте, голубчик,

Не помнется ваш тулупчик!

Билетер

Я билеты проверяю,

Без билета не пускаю.

Ваше место — в бельэтаже,

Вам бинокль не нужен даже,

А у вас — в партере место,

Поскорей садитесь в кресло.

Буфетчик

Бутерброды и конфеты,

Мандарины и галеты

Вам могу я предложить,

Ведь в антракте так приятно

Выпить кофе ароматный.

Чем еще вас угостить?

Дети подготавливают импровизированную афишу (большую открытку, плакат и т.п.), билеты (фантики). Затем разыгрывают сценки-импровизации: как люди идут в театр, рассматривают афиши, выбирают, на какой спектакль пойти, покупают билеты и идут в фойе, раздеваются, кушают в буфете, входят в зрительный зал.

Далее желающие дети показывают настольный кукольный спектакль по знакомой сказке «Какая погода лучше?» (см. одноименную игру- ситуацию, стр. 61). После спектакля проводится его обсуждение по следующим примерным вопросам: что увидел и услышал волчонок ночью? Почему тихий лунный вечер может кому-то нравится, а кому- то не нравится? Дождь —это хорошо или плохо? Что сказала волчонку мама, когда он лег спать?

Примечание. Спектакль по знакомой сказке может быть исполнен и без участия взрослого, в этом случае дети выбирают ведущего из сверстников. Диалоги придумываются ребятами по ходу инсценировки.

Игра-ситуация «Вежливые соседи»

Программное содержание. Учить детей анализировать художественно-образную ситуацию, делать нравственные выводы; вносить коррективы в содержание сценки, изменять сюжетную линию; высказывать свои идеи.

Материалы. Декорации и костюмы героев к сценке «Как лиса гостей встречала».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Художественная литература, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель читает русскую народную потешку.

На крайчике,

На сарайчике

Две вороны сидят,

Обе врозь глядят:

Из-за дохлого жука перессорились!

Воспитатель объясняет ребятам, что вороны — соседки, они часто встречаются, иногда и ссорятся. Беседует с ребятами о том, легко ли быть соседями, как надо ладить с людьми. Предлагает посмотреть сценку в исполнении старших детей (или взрослых).

Сценка «Как лиса гостей встречала».

Роли: лиса, индюк, индюшка, медведь, медведица. Хозяйка Лиса.

У меня свободный вечер.

Позову гостей на встречу,

Напеку я пирогов

Да нажарю я блинов.

Перемою всю посуду,

Вытру тряпкой пыль повсюду,

Пусть они приходят в дом

Хоть втроем, хоть вчетвером!

(Звучит музыка. Хозяйка готовится к встрече: убирает дом, готовит обед.)

Индюк (собирается в гости со своей индюшкой).

Мы на это воскресенье

Получили приглашенье:

Нас соседка приглашает

Вместе с ней отвечать чаю,

На диване посидеть,

Телевизор посмотреть.

Чтоб хозяюшку проведать,

Вместе с нею отобедать,

Мы должны собраться в срок.

Индюшка.

Скоро выйдем за порог!

Я еще не причесалась.

Индюк. Две минутки нам осталось!

(Чета индюков выходит из дома.)

Медведь (собирается в гости со своей медведицей).

Я поспал бы лучше дома.

Нет желанья никакого!

Не хочу я ехать в гости,

Не хочу глодать я кости!

Лучше б дали мне малины

С верхом целую корзину!

Медведица.

Ты, Потапыч, не мечтай,

А такси нам вызывай.

(Чета медведей уезжает на такси.)

Хозяйка Лиса (встречает гостей).

Так я рада вам, друзья,

Что и высказать нельзя!

Что же вы в дверях стоите?

Проходите, проходите!

Стол для вас давно накрыла!

Индюшка. Рады мы, здесь все так мило!

Индюк.

Мы с супругою индюшкой

Пропоем для вас частушки:

Индюк и индюшка (громко поют).

Как под горкой, под горой

Лисы бегали гурьбой...

Хозяйка Лиса (сердито).

Вот что, милая индюшка,

Мне не нравятся частушки.

Медведь.

Я — талантливый медведь.

Петь могу я и реветь:

«Ры-ы-ы-ы! Ры-ы-ы-ы!»

Хозяйка Лиса (возмущенно).

У меня устали уши.

Не могу я это слушать!

Лучше музыку включайте,

Пляски, танцы начинайте.

(Гости танцуют. Медведь наступает лисе на лапу.)

Хозяйка Лиса.

Ой, как гости косолапы,

Отдавили лиске лапы!

Индюк. Нам, хозяюшка пора!

Хозяйка Лиса.

Погуляем до утра!

Если вы домой спешите,

Я не спорю —уходите.

Медведь.

Хорошо у вас — однако,

Надо уносить нам лапы.

(Гости прощаются и уходят.)

Хозяйка Лиса.

Приходите в гости снова,

Послезавтра, в полседьмого!

(Лиса садится отдыхать.)

Целый день я потеряла.

Пили, ели — им все мало!

Надо лиске отдыхать —

Нелегко гостей встречать!

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им история про лису. Затем задает вопросы по содержанию сказки: как лиса встречала гостей? Как гости себя вели? Почему лисе не понравились гости?

Воспитатель предлагает детям «исправить» содержание этой истории и пересказать ее по-своему, так, чтобы соседи были вежливыми и добрыми.

Игра-ситуация «В нашем оркестре»

Программное содержание.Приобщать детей к русским народным традициям; активизировать слуховое внимание; побуждать к музыкальной импровизации; учить навыкам игры на детских музыкальных инструментах в оркестре.

Материалы. Зайка (кукла бибабо), запись русской народной мелодии «Заинька»; детские музыкальные инструменты (ложки, трещетки и др.).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Художественная литература, музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель включает музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов (русская народная мелодия «Заинька»). Появляется Зайка (кукла бибабо).

Зайка. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я —Зайка. Эта музыка про меня. Она так и называется «Заинька». Люблю я потанцевать, только подыграть некому.

Воспитатель. Как же это, Зайка, некому? Наши ребятки умеют в оркестре играть. Правда, ребята? Сейчас ты, Зайка, услышишь, как играет наш оркестр. А ты будешь танцевать.

Зайка. Можно, я буду дирижером?

Воспитатель раздает детские музыкальные инструменты: бубны, ложки, трешетки, палочки, колокольчики и др. Дети играют, Зайка дирижирует.

Воспитатель. Хороший оркестр у нас получился. Попляши под нашу музыку, Зайка.

Зайка. Попляшу, если вы будете правильно играть.

Ведущий. А как это?

Зайка. На каждый куплет —свой инструмент пусть играет.

Дети вместе с воспитателем предлагают инструментальную интерпретацию: сначала играет одна группа —например, колокольчики; потом — другая, например, ложки; дальше— третья, например, бубны.

Русская народная песня-игра «Заинька» (с инструментальным сопровождением).

Дети поют, Зайка исполняет соответствующие движения.

Дети.

Заинька, походи,

Серенький, походи.

Так и этак походи,

Так и этак походи.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись.

Так и этак повернись.

Так и этак повернись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Так и этак, топни ножкой,

Так и этак, топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Так и этак, попляши.

Так и этак, попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись.

Так и этак, поклонись.

Так и этак, поклонись.

Заинька, выбирай,

Серенький, выбирай.

Так и этак, выбирай.

Так и этак, выбирай.

Дети могут выбрать нового Зайку, игра продолжается.

Игра-ситуация «Где живут игрушки?»

Программное содержание. Развивать игровые умения детей в режиссерской игре: учить выстраивать сюжет, действовать за всех героев.

Материалы. Оборудование для городка игрушек (игрушечные домики, деревья, атрибуты для игры); кукольные герои для сюжетноролевой игры.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-ролевая (режиссерская) игра.

Ход игры

Воспитатель приводит детей в городок, где живут игрушки. У каждой игрушки —свой дом. В городке есть поликлиника, театр, цирк, магазины, почта, парикмахерская. Педагог предлагает детям поиграть в городок игрушек.

Примечание. В данном случае предлагаемые игры сходны с сюжетно-ролевыми играми, носят режиссерский характер, то есть каждый ребенок в такой игре владеет несколькими персонажами и может придумать себе тему для игры. Это могут быть, например, следующие темы:

• «Лисенок пошел на день рождения к медвежонку»;

• «Слоненок пришел в поликлинику»;

• «В городке строят новый дом»;

• «В магазин привезли новый товар» и другие.

Воспитатель помогает детям начать игру, обращая внимание на ту или иную игровую ситуацию: «Смотри, вот выстроились солдатики. Как ты думаешь, куда они идут?», «Здесь живут коротышки — Незнайка и его друзья. Придумай про них историю и покажи в театре» и т.д.

Словесно обрисовывая подобные игровые ситуации, педагог направляет режиссерские идеи ребенка. Он также может предложить своеобразный план событий, который в дальнейших подобных ситуациях ребенок будет выстраивать сам. Приведем примеры таких планов.

«Лисенок пошел на день рождения».

1. Заяц-почтальон принес Лисенку телеграмму: Медвежонок приглашает его на день рождения.

2. Лисенок решает, какой подарок подарить.

3. Лисенок приходит к Медвежонку и поздравляет его.

4. Медвежонок устраивает для гостей веселый день рождения.

Примечание. Из данного плана видно, что педагог наметил для ребенка канву игры, и вместе с тем оставил ему место для фантазии, выдумки: ребенок сам придумывает, каков будет подарок, какие слова поздравления скажет Лисенок, как веселились гости.

«Слоненок пришел в поликлинику».

1. Слоненок серьезно заболел.

2. Слоненок пришел к врачу.

3. Врач лечит больного Слоненка.

4. Слоненок идет в аптеку.

5. Слоненку помогают друзья.

6. Слоненок поправился.

Таким образом, воспитатель организует и направляет самостоятельно играющих детей, дает каждому ребенку возможность рассказать о своей игре. Воспитатель должен помнить о том, что план —это только канва, а не шаблон, по которому действует ребенок. Планирование же помогает держать в сознании сюжет игры.

В завершение педагог может объединить детей в общей игре или хороводе.

Хороводная игра «Городок игрушек».

Ведущий.

В городке не спят игрушки:

Куклы, клоуны, зверушки,

На зарядку всех зовет

Физкультурник — старый кот.

(Идут по кругу в хороводе.)

Кот-физкультурник.

Раз-два! Вправо-влево,

Не ленись, дыши умело,

Руки вверх и руки вниз,

Не сутулься, распрямись!

(Делают зарядку.)

Ведущий.

В городке кипит работа:

Медвежонок учит ноты,

Буратино по слогам

Вслух читает книжку нам.

(Буратино танцует с книжкой в руках, остальные дети выполняют движение — пружинка с поворотом.)

Буратино.

Вот урок преподает,

Наставляет всех енот.

Он научит нас считать,

Выразительно читать.

(Выходит учитель Енот (ребенок).)

Ученый енот.

Не ленись, занимайся,

Быть внимательным старайся!

Я ленивых не люблю,

Беспорядка не терплю!

(Грозит пальцем.)

Кто прилежным был, трудился,

Тот работать научился,

Кто к старанию привык,

Тот хороший ученик.

А теперь домой пора,

До свиданья, детвора!

Дети свободно пляшут.

Игра-ситуация «По заснеженной полянке»

Программное содержание. Побуждать детей к интонационной выразительности, учить разыгрывать сказку в настольном театре; развивать артистические способности.

Материалы. Декорации заснеженного леса, картина с зимним пейзажем, аудиозапись произведения П. Чайковского «Святки».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит картину, на которой изображен зимний пейзаж. Под музыку П. Чайковского «Святки» дети рассматривают картину и характеризуют зиму: снежная, морозная, белая и т.д. Педагог предлагает отправиться в зимний лес на санях.

Звучит веселая музыка, дети «едут» по кругу на саночках. Вот и лес: заснеженные деревья, высокие сугробы (декорации). Проводится двигательная разминка.

Двигательная разминка «По заснеженной полянке мы идем».

По заснеженной полянке мы идем,

Снег искрится и все белое кругом,

На деревьях кружевная бахрома,

Хороша ты, наша матушка-зима!

Припев:

Вот они, высокие, елочки стоят,

Вот они, пушистые, радуют ребят.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, елочки стоят.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, радуют ребят.

Вот над елками летят во все концы

И разносят весть веселые гонцы:

То синички сообщают, что зима

Все дороги белым снегом замела.

Припев:

Вот они, высокие, елочки стоят.

Вот они, пушистые, радуют ребят.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, елочки стоят.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, радуют ребят.

А мороз трескучий все сковал кругом,

Нашу речку он покрыл прозрачным льдом.

Я по речке на коньках лечу стрелой,

Только пыль несется снежная за мной.

Припев:

Вот они, высокие, елочки стоят,

Вот они, пушистые, радуют ребят.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, елочки стоят.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, радуют ребят.

Воспитатель предостерегает ребят, что в лесу можно и заблудиться. Проводится разминка для голоса.

Разминка для голоса «Ты меня слышишь?».

Ведущий.

Слышно целый день в лесу:

— Отзовись, ау, ау-у!

Вышел в рощу детский сад,

Воспитатели кричат:

— Дети, где вы?

Вас зову:

Ау-у!

Дети. Мы здесь! Ау-у!

Ведущий.

По заснеженной тропе

Не пройти, пожалуй, мне.

Чтоб не сбиться мне с пути,

Надо друга мне найти.

Ау, Саша!

Ау-у!

Саша. Ау! Я здесь. Ау, Лена!

Лена. Ау! Я здесь. Ау, Наташа!

Наташа. Ау! Я здесь. Ау, Коля!

Коля. Ау! Я здесь.

Примечание. Все дети участвуют в перекличке. Воспитатель нацеливает их на интонацию возгласа (снизу вверх) — протяжную и напевную.

Воспитатель показывает на красивые елки и просит детей вспомнить сказку про одинокую елочку.

Зимняя сказка

В одном лесу выросла елочка. Она была зеленая, пушистая, но у нее не было друзей. Клены шептались: «Ой, какая колючая!» —и отворачивались. Дубы шелестели: «Какая маленькая!» — и не замечали ее. Даже зайцы и те пробегали мимо. Елочке стало грустно, никто ее не замечал.

Пришла зима. Стало холодно. У дубов и кленов листва давно облетела, они стояли с голыми ветвями, поскрипывая на ветру. Ветер завывал: «У-у- у-у!» Очень одиноко и холодно стало маленькой елочке.

Вдруг из-за куста выглянул чей-то любопытный носик. Это высунулся зайка —нет ли поблизости опасности. Зайка увидел елочку и подошел поближе. «Ой, какая красивая елочка!» — воскликнул он. Тут подбежали его приятели зайцы, обступили елочку и закричали наперебой: «Давайте ее нарядим! Давайте ее снегом укроем! Под такой елочкой нужно встречать Новый год!» Елочка обрадовалась, что ее заметили. Зайцы отыскали припасы морковки, а потом позвали белок, и они принесли сушеные грибы и орешки и все это развесили на елке вместо игрушек. Такая необычная получилась елка.

Об этом узнали все лесные жители. Прибежали ежи, мышата, вперевалочку пришли медведи. Даже лисы и волки вышли из своих нор. Звери встали вокруг елочки и завели хоровод, весело пели и плясали. Какой чудесный получился праздник. Новогодний праздник!

Дети с помощью педагога разыгрывают «Зимнюю сказку».

Игра-ситуация «Лепная сказка»

Программное содержание. Знакомить детей с театром лепной игрушки, с историей народных промыслов; побуждать к сочинению коротких историй; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ.

Материалы. Лепная игрушка (тесто, глина).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Художественная литература, музыка, развитие речи.

Предварительная работа. В свободное время дети лепят из пластилина или теста разные игрушки: коньков, зайцев, курочек.

Ход игры

Воспитатель проводит игру-ситуацию, используя книгу В. Приходько «Конек-быстроног».

Педагог обращает внимание детей (показывает на лепные игрушки, красиво расставленные на столе группками, так, чтобы можно было про каждую из них сочинить какой-либо сюжет.).

Воспитатель. Ребята, вы видите, к нам пришли в гости лепные игрушки. Такие игрушки из теста, из глины люди стали делать уже давно. Про них я расскажу вам одну историю.

В одном селе жили-были люди —гуцулы, украинские горцы. Были они веселые, трудолюбивые. Пасли овец на лугах, пилили лес. Любили они делать особенные игрушки, каких нигде на земле не было. А придумал их пастух Иван. Рано утром шел пастух на пастбище пасти овец. Полюбил Иван девушку Маричку и захотел сделать ей подарок. Однажды он сидел вечером у костра и мял в руке оставшийся от ужина кусочек творога. Вдруг творог упал в миску с водой, стал вязким, как глина. Вылепил из него Иван барашка. Потом коня. Потом и всадника. Скачет всадник на коне — скок-скок!

Вернулся Иван с пастбища домой, показал людям свои игрушки. Люди смотрят —радуются. Протянул Иван Маричке свой подарок. Маричка улыбнулась —так он ей понравилась. А люди сказали: «Будет у них свадьба». Так оно и вышло. Женился Иван на Маричке, и жили они счастливо. С тех пор пастухи, возвращаясь с пастбища, приносили в дом творожные игрушки. Потом игрушки стали лепить из глины.

Смотрите, дети, перед вами лепные игрушки. Вот барашек стоит возле реки, видно, пришел пить воду. Вот курочка с петушком прохаживаются. А это конек-быстроног скачет. Давайте поиграем в эти игрушки. Я рассказала вам свою историю, а вы мне —свою.

Дети, держа в руках игрушки, придумывают свои истории. Если ребенок затрудняется в сочинительстве, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами: «Кто твой герой?», «Куда он спешит? Кто его ждет? Что они делают вместе?» и т.д.

Затем воспитатель предлагает станцевать с игрушками.

Полька с игрушками

Мы игрушки в руки взяли,

Друг за другом побежали,

У тебя — барашек белый,

У меня — наездник смелый.

Ты скачи вперед живей,

Сил, лошадка, не жалей! (Бегут по кругу.)

Остановка, раз-два-три,

Пляшут ножки, посмотри.

Повернемся, покружимся,

А потом опять помчимся. (Перетопы ногами, поворачиваются и кружатся.)

Мы игрушки в руки взяли,

Друг за другом побежали.

Скачут зайцы и лисицы,

И летят за нами птицы.

Остановка, раз-два-три.

Пляшут ножки, посмотри.

Повернемся дружно, раз! —

Полька кончилась как раз.

Игра-ситуация «Зайцы и охотники»

Программное содержание. Приобщать детей к русским народным традициям; учить использовать в драматизации различные выразительные средства (мимику, жест, позу, походку).

Материалы. Заяц (мягкая игрушка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Художественная литература, музыка, развитие речи.

Ход игры

Педагог приносит зайца (игрушку) с забинтованной ногой и показывает его ребятам.

Воспитатель. Это заяц Егорка. Видите, как он дрожит, видно, натерпелся страху. А дело было так. Сидел однажды зайка под кустом. Слышит —земля гудит. Испугался зайка, не поймет, что это такое. Вдруг ружья начали стрелять. Зайка понял — охотники! Бедному зайке далеко до дома бежать. Как быть? Побежал зайка, путая следы: раз! —в одну сторону прыгнул, два! —в другую. Прибежал к пустой норе. «Нора, нора, укрой меня!» — сказал так зайка, и нора его пустила. Сидит зайка, ушки жмет. Охотники-то и проскакали мимо, не заметили: ведь на снегу зайку не видно, он такой же белый, как снег. Побежал тогда зайка ближе к дому. У самого дома он поторопился, упал и лапку повредил. Пожалеем его?

Дети подходят к зайке и жалеют его (гладят, говорят ласковые слова, кормят и дают ему советы, как можно подлечиться). Затем проводится игра-инсценировка на слова русской народной прибаутки.

Игра-инсценировка «Сидит зайка».

Сидит, сидит зайка,

Сидит, сидит белый,

Ушки жмет,

Ушки жмет. (Дети-зайки сидят на корточках, прижимают ушки.)

Охотнички едут,

Едут-скачут в поле,

Вмимолет,

Вмимолет. (Изображая охотников, дети скачут.)

— Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите,

Я не ваш,

Я ушел. (Прыгают, радостно хлопают в ладоши.)

Затем воспитатель показывает, что зайка поправился, снимает с него повязку и проводит с детьми знакомую игру «Заинька», в которой вместо слов «серенький, повернись» произносят «беленький, повернись» (см. игру-ситуацию «В нашем оркестре»).

Игра-ситуация «У меня зазвонил телефон»

Программное содержание. Учить детей участвовать в диалоге; предоставлять возможность выбора роли и экспериментирования в ней; учить выразительно воплощаться в роли.

Материалы. Телефон, шапочки героев стихотворения «Телефон».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-ролевая игра, художественная литература, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит телефон и просит детей подойти к нему, если он будет звонить. Телефон звонит. Если никто из детей не подходит к нему, то педагог берет трубку и говорит: «Алеша, это тебе звонят с почты». Алеша подходит к трубке и ведет разговор с воображаемым собеседником. Снова звонит телефон. Воспитатель зовет к телефону девочку, которую спрашивает подружка. Педагог оказывает помощь детям, но подсказывает только основную идею разговора, например: «Подружка предлагает тебе пойти в кино».

Затем воспитатель проводит игру-диалог по стихотворению К. Чуковского «Телефон». Дети играют парные роли в сценках: ведущий и слон, ведущий и крокодил, ведущий и зайчатки, а потом и мартышки, медведь, цапли, свинья, газели, кенгуру, носорог. Педагог предлагает детям как можно выразительнее изобразить говорящих по телефону персонажей, с разным настроением, с разными оттенками интонации голоса: у слона густой голос, неторопливая речь; у крокодила-голос слезливый, жалобный; у зайчаток —любопытный; у мартышек—смешливый; у медведя — ревущий; у цапель —манерный; у свиньи—дребезжащий; у газелей — галдящий; у кенгуру — строгий; у носорога — голос тревожный.

После разыгрывания диалогов в парах воспитатель проводит игру.

Игра «Телефонный разговор».

Ведущий (воспитатель) говорит у одного аппарата, а ребенок — у другого. Ведущий задает художественный образ и конкретную игровую ситуацию, например, «Бабушка разговаривает по телефону с внучкой», а ребенок включается в нее (в роли внучки). Далее ведущий просит позвать к телефону другого ребенка (например, играющего в данном разговоре роль соседки) и беседует с ним. Вариант игры: ребенок может позвать к телефону кого-нибудь другого вместо бабушки (например, подружку), тогда они будут вести диалог между собой.

В конце занятия воспитатель приносит знакомого зайца Егорку и проводит этюды по сюжету русской народной прибаутки.

Этюды на выразительность движения и мимики

• Заяц Егорка весело прыгает по лесу; вдруг он слышит шум и прячется за кусты.

• Заяц сидит под кустом и озирается.

• Охотники скачут и высматривают зайца Егорку.

• Заяц радуется, хлопает в ладоши.

Игра-ситуация «Лень, открой ворота»

Программное содержание. Обогащать художественно-эстетическое восприятие детей средствами педагогического театра, давать образцы артистизма и творчества в художественной деятельности; вызывать эмоциональный и нравственный отклик.

Материалы. Декорации на ширме; куклы бибабо (кот, петух, барбос, Маша); костюмы Лени, Айболита; кукла Лиза.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, музыка.

Ход игры

Воспитатель приносит растрепанную куклу Лизу и спрашивает у детей, почему кукла так плохо выглядит. Ребята высказывают свои предположения. В итоге все убеждаются в том, что кукла просто лентяйка, не хочет привести себя в порядок. Воспитатель спрашивает, часто ли дети ленятся. Ребята рассказывают о себе. Воспитатель предостерегает их: лень — это болезнь, очень заразная болезнь. Если ребята не верят, то могут убедиться в этом, если узнают историю про ленивую девочку Машу.

Сказка «Ленивая Маша» в педагогическом театре.

Роли: Кот, Петух, Маша, Барбос (куклы бибабо); Лень, Айболит (взрослые).

Оформление: на заднике ширмы деревенский пейзаж, по краю грядки—дом Маши, будка собаки.

Петух. Ку-ка-ре-ку! Вот и солнышко встает. Просыпайтесь! Ку- ка-ре-ку!

Кот. Как ты громко поешь, Петя! Мяу! Сна как не бывало. А где же Маша? Пора поливать грядки. Пойдем ее будить. Маша! Маша!

Маша (из домика). Я еще посплю.

Барбос.

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Кот.

Пусть болезни нас боятся

И не ходят в гости к нам.

Барбос. Мы идем на речку купаться.

Кот. Маша, догоняй!

(Уходят. Из-за ширмы выходит Лень.)

Лень.

Кто целый день зевает,

Лицо не умывает

И об одном мечтает:

Поспать бы целый день?

Меня вы узнаете?

Меня вы назовете?

К себе вы позовете?

Ведь это я — Лень!

Не привыкла я к порядку,

Делать не люблю зарядку.

Не люблю трудиться,

А люблю лениться.

И даже веселиться

Мне бывает лень,

Только бы лениться,

Лениться целый день!

Кажется, в этом доме меня ждут! Так и есть —чашки не мытые, пол не подметен, сколько пыли! Что это за ленивая хозяюшка такая? А вот, похоже, и она. Спрячусь. (Встает плотнее к ширме.)

Маша (появляется из-за домика, зевает). Солнце высоко, пора вставать. Неохота, лень.

Лень (потирает руки, в сторону). Молодец, Маша. Так и продолжай!

Маша (не замечает Лень). Как есть хочется, а посуда не мыта. И так сойдет. Лень!

Лень (в сторону). Опять про меня!

Маша. Чаю, что ли, попить? Воды нет. Тут уж хочешь не хочешь, а на речку за водой придется идти. (Уходит с ведром.)

Лень (отходит от ширмы, возмущенно). Ишь, какая! (Передразнивает Машу.) Воды нет! Могла бы за водой и не ходить! Ну да ничего. Все равно в мои сети попадешь, голубушка! Вот только развешу волшебную паутину, и никуда ты от меня не денешься! (Развешивает «паутину».)

Раскидаю паутину,

Чтобы стало здесь темно,

Чтобы даже лучик солнца

Не пробрался к нам в окно.

Вы, грязнули, замарашки,

Сладко спите целый день.

Вас накроет покрывалом

И споет вам песню Лень!

(Потирает руки.)

Все! Работа закончена! (Зрителям.) Тихо! Кажется, кто-то идет! (Прячется.)

(Выходят Кот и Барбос. Идут и напевают.)

Кот.

Не нужны теперь пилюли,

Прочь микстуры навсегда.

Барбос.

Нас подружат физкультура

И холодная вода!

Кот (чихает). Что случилось в нашем доме? Что это? Кругом столько паутины! Вот и Маша идет. Давай спрячемся и ее развеселим.

(Прячутся с другой стороны ширмы.)

Маша. Ох, устала! Даже чаю расхотелось, лень! (Чихает.) Видно, у колодца простыла. (Чихает.) Надо скорее лечь.

Лень (с правой стороны ширмы). Ложись, милая.

Маша (замечает Лень). А ты кто такая?

Лень. А я подружка твоя —Лень. Идем, я тебе сказочку расскажу.

(Ведет Машу к дому. Выходят Кот и Барбос.)

Кот (Барбосу). Ах, вот оно что! Видел?

Барбос. Видел. Надо Маше помочь.

Кот. Как же мы ей поможем?

Барбос. Надо узнать, чего Лень боится. Давай спрячемся и все выведаем (уходят).

Лень (выходит из дома, кричит Маше). Маша! Каково тебе на перине лежать, мягко?

Маша (из дома). Мягко!

Лень. Каково тебе на перине спать, сладко?

Маша. Сладко!

Лень. Ну, спи. (Зрителям.) Все, уснула. А я пойду да погляжу, нет ли тут для меня опасности? Особенно не люблю я доктора Айболита. Этот противный Айболит всегда заставляет детей руки да уши мыть, а то еще и зарядкой заставит заниматься! И все-то у него должно блестеть, и кругом-то у него должен быть порядок. Тьфу, слышать противно. А от свежего воздуха да хороших дел я просто таю. Так и исчезнуть недолго. Пойду, полежу. (Зевает, уходит.)

(Появляются Кот и Барбос.)

Кот. Слышал, кого она боится?

Барбос. Слышал— Айболита.

Кот. Давай ему по телефону позвоним и попросим помочь нам!

Барбос (звонит по телефону). Айболит, у нас беда, приезжай скорей сюда! (Зрителям.) Он едет!

(Под веселую музыку Айболит едет на «машине»: держит воображаемый руль.)

Айболит.

Едет, едет Айболит,

У кого живот болит?

У кого температура,

Вот таблетки, вот микстура.

Добрый день, дорогие друзья! Кому нужен доктор Айболит? Я к вашим услугам. Ну-с, где больной?

Кот. Милый Айболит, у нас беда! Помоги нам!

Барбос. Дело в том, что в нашем доме поселилась Лень. Она одолела нашу Машу, и мы теперь не знаем, что делать.

Айболит. Лень? Как же вы допустили ее сюда? Это же так опасно! Вы знаете, что может сделать с человеком Лень? Она может его погубить!

Кот. А как?

Айболит (подходит ближе к ширме и берет с нее чашку). Вы видите, до чего может долениться человек, что даже чашку не может вымыть, даже ложку ко рту не может донести!

Барбос. Мы уже поняли, как Лень победить!

Айболит. Тогда вперед!

(Кот, Барбос и Айболит начинают делать зарядку и напевать.)

Нам пилюли и микстуру

И в мороз и в холода

Заменяют физкультура

И холодная вода!

(3. Петрова)

Айболит. Маша, пой вместе с нами, и все болезни останутся позади!

Маша. Я боюсь простудиться.

Кот. Смелее, Маша!

Лень (появляется). Что это такое, немедленно прекратите! Я могу исчезнуть!

Барбос. Шире ноги, руки шире! Раз, два, три, четыре!

(Все герои, кроме Лени, поют, делают зарядку и маршируют.)

Лень. Ах, я пропадаю! Ах, я исчезаю! (Исчезает.)

Айболит. Смотрите, Лень исчезла!

Кот. Спасибо тебе, Айболит.

Барбос. Я же говорил, вместе мы —сила!

Маша. Спасибо вам, мои дорогие друзья, вы мне помогли одолеть Лень!

Примечание. Сказка исполняется силами педагогического театра (взрослых), так как только взрослый может, используя выразительную игру, артистические способности, преподать детям нравственный урок, что и является целью данной постановки.

По окончании спектакля педагог спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, и просит их объяснить кукле Лизе, чем так опасна лень.

Игра-ситуация «Защитим слабого»

Программное содержание. Развивать исполнительские навыки в этюдах и играх; предоставлять возможность выбора роли; учить выразительному движению в разминках.

Материалы. Киска, щенок, утенок (игрушки).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, музыка.

Ход игры

Воспитатель показывает детям место, куда спряталась киска —в самый уголок. Видно, что она кого-то боится. Вот на коврике сидит щенок. Он большой, но еще совсем глупый. Наверное, это он напугал киску. Как защитить киску? (Дети предлагают свои варианты: объяснить щенку, что так делать нехорошо; подружить щенка и киску и т. д.) Воспитатель проводит этюды на эмоциональную выразительность.

Этюды «Как котик, щенок и утенок подружились».

Роли: киска, щенок, утенок (дети).

Этюд 1. Котик просыпается, умывается лапкой и выходит на прогулку.

Этюд 2. Котик видит щенка и радостно бежит к нему.

Этюд 3. Щенок обнюхивает котика и грозно лает на него.

Этюд 4. Котик забивается в уголок и дрожит от страха.

Этюд 5. Утенок подходит к щенку и собирается ущипнуть его.

Этюд 6. Щенок просит прощения у котика.

Этюд 7. Утенок ласково предлагает котику выйти из укрытия и не бояться щенка.

Затем воспитатель вовлекает детей игру.

Игра «Надо подружиться».

Однажды киска вечерком

Гулять пойти решила,

Когда щенок узнал о том,

Помчал, что было силы. (Дети идут по кругу, киска «гуляет» в центре круга.)

Он к бедной киске подбежал,

Залаял и запрыгал,

Забилась киска в уголок,

Заплакав от обиды. (Щенок подбегает к киске и прогоняет ее.)

Утенок это увидал,

Решил помочь он горю.

Щенку он долго объяснял,

Что ссориться не стоит. (Утенок грозит щенку.)

Соседи дружно жить должны,

И каждый это знает:

От глупых ссор и от вражды

Нам лучше не бывает. (Герои берутся за руки и пляшут в хороводе.)

Воспитатель обращает внимание на то, что во дворе много мусора, и предлагает героям заняться уборкой, а детям —помочь им, тогда и ссор не будет. Под веселую музыку дети выполняют двигательную разминку «Уборка»: берут воображаемые веники и подметают.

Игра-ситуация «Умеем хозяйничать»

Программное содержание. Учить детей инсценировать знакомый художественный материал; побуждать к собственной интерпретации роли; развивать двигательную активность.

Материалы. Перчатки с «пальчиками»; картинки к сценке «Хозяюшка», кукла; атрибуты к инсценировке стихотворения В. Орлова (куклы, кроватки, посуда).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Художественная литература, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель надевает на руки перчатки, на пальцах которых нарисованы глаза, нос и рот.

Пальчиковая гимнастика «Пять помощников».

Воспитатель. У меня есть пять помощников.

Один — ходит в магазин,

Другой — сторожит покой,

Третий — тесто лепит,

Четвертый — мастер проворный,

Пятый — играет с котятами.

А вам, дети, кто помогает?

Дети рассказывают про своих помощников и повторяют вместе с воспитателем игру про пальчики.

Воспитатель. У меня есть знакомая девочка. (Показывает куклу.) Ее зовут Наташа. Когда она остается одна дома, то все делает сама: убирает комнату, моет посуду, кормит маленькую сестренку.

Воспитатель инсценирует стихотворение с помощью картинок.

Хозяюшка

Наташа осталась с сестренкой одна,

А мама давно на работу ушла.

Наташа не стала без дела скучать,

А веник взяла и давай подметать.

Потом перемыла тарелки и вилки,

Игрушки помыла у маленькой Милы,

Цветы полила, постирала манишку,

Потом почитала с картинками книжку.

Закончился день, вот и мама пришла,

И дочку спросила: «Как, дочка, дела?

Из дочки хозяйка хорошая будет,

Такую хозяйку никто не осудит».

Воспитатель предлагает девочкам показать себя хорошими хозяйками. Проводится игра-инсценировка по стихотворению В. Орлова «У меня полно хлопот». Дети берут кукол и под чтение стихотворения воспитателем осуществляют ролевые действия (инсценируют).

Игра-инсценировка «У меня полно хлопот».

У меня полно хлопот:

Надо мне сварить компот,

Нужно Машеньку умыть

И компотом накормить.

Рассказать ей нужно сказки,

Покатать ее в коляске.

Искупать, переодеть,

Молоко не проглядеть!

Нужно мне

Успеть повсюду:

Постирать,

Помыть посуду,

Нужно гладить,

Нужно шить,

Нужно Машу уложить.

Воспитатель и дети подводят итог: хорошей хозяйкой быть не просто, надо трудиться.

Педагог обращается к мальчикам и предлагает им показать свое мастерство. Мальчики инсценируют стихотворение.

Хозяин в доме

Я сегодня все успел,

Сделал много разных дел:

Посмотрел утюг, исправил,

Лампочку в светильник вставил,

Взял рубанок, молоток,

Полку сделал из досок.

— Выйдет толк, — сказал отец, —

Ты, Мишутка, молодец!

Игра-ситуация «Холод в шкафу»

Программное содержание. Активизировать воображение детей, вызывать ассоциации; учить чувствовать эмоциональное состояние героя.

Материалы. Костюмы снеговиков, картинка «Холодильник».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, ознакомление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель приносит в комнату снег и спрашивает у детей, что с ним будет, если он останется в комнате. Дети отвечают, что снег будет таять, а потом образуется вода. Педагог просит детей объяснить, где снег не тает. Дети высказывают предположения (на улице зимой, в мороз). Воспитатель предлагает найти еще одно место в помещении, где снег не тает, и з

4 декабря 2019 в 19:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.