Персональный сайт воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка» Назаровой Юлии Сергеевны
Консультация «Играем и развиваемся дома »Рекомендации по развитию словарного запаса детейСловарный запас ребенка развивается за счет того, что пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не использует в речи) переходят в активный словарь (слова, которые ребенок использует в речи). Основной причиной того, что словарный запас ребенка не развивается, является то, что окружающие взрослые понимают малыша с полуслова – ему не нужно использовать больше слов, у него нет в этом потребности. Стимулируйте развитие речи ребенка: задавайте вопросы, просите грамотно и полно на них отвечать, уточняйте значения слов. Существует три основных способа перевода слов из пассивного словаря в активный: обобщение, конкретизация и классификация. •Обобщение. Вы просите ребенка назвать одним словом несколько предметов. Например, ваш малыш говорит: «Я люблю, когда мне дарят машинку или мяч или мозаику». Попросите его подобрать обобщающее слово: «Я люблю, когда мне дарят разные игрушки». Особенно это важно делать, когда ребенок заменяет обобщающие слова названием какого-то предмета. Например: «Когда холодно на улице, мы надеваем разные куртки». Стоит поправить ребенка, уточнив, что на улицу мы надеваем не «разные куртки», а верхнюю одежду: пальто, плащи и др. •Конкретизация. Здесь вы, наоборот, просите уточнить значение слова. Например, если ребенок называет обувью и сандалии, и сапоги, и ботинки, поправляйте его и просите назвать сам предмет. •Классификация тесно взаимосвязана с конкретизацией и обобщением. Детей нужно учить отличить предметы разных классов друг от друга. Так, например, поправляйте ребенка, если он сказал, что пластилин – это игрушка. Пластилин – это школьная принадлежность, такая же, как карандаши, ручка и линейка. Развитию словарного запаса способствует игра «Кто больше назовёт», когда взрослый и ребенок соревнуются в том, чтобы назвать больше слов на заданную тему (например, «Мебель», «Что бывает деревянным», «Что можно увидеть в лесу», «Что можно назвать пушистым» и т.п.). Учите ребенка подбирать к словам антонимы и синонимы. Поиграйте в «Слова наоборот»: вы называете слово («день»), а ребенок подбирает противоположное по значению («ночь»).Спросите ребенка, например, как по-другому сказать, что дом большой (огромный, громадный, немаленький дом) и т.д.
Рекомендации по развитию пространственной ориентации•Играя с ребенком в мяч, спрашивайте, где он находится. Например, мяч может находиться над головой, под ногой, в правой руке, катиться вправо, вперед, назад и т.д. •Устройте со своим ребенком соревнование: кто найдет больше определений тому, где находится какой-то предмет в комнате. Например: где находится ваза? - Ваза стоит на столе. - Ваза стоит справа от часов. - Ваза стоит под люстрой и т.п. •Поставьте несколько игрушек в случайном порядке на разную высоту (на стол, на стул и на пол или на три полки) и обсудите, где находится, например, машинка по отношению к другим игрушкам. Например: машинка стоит справа от мишки,машинка стоит ниже куклы,машинка стоит выше паровозика и т.п.•Используйте в этой игре такие предлоги, как «над», «под», «между», «в», «на», «среди», «справа, слева», «ниже, выше», «перед», «за» и др. •Если вы встречаете в книге иллюстрацию, на которой нарисовано много предметов, то спрашивайте ребенка, что по отношению к чему на ней расположено. Например, задавайте ему такие вопросы: «Что растет справа от ёлки?»«Кто стоит перед домиком?»,«Над чем нарисовано солнышко?»,«За чем спрятался зайчик?».Рекомендации по развитию временной ориентации•Учить названия дней недели можно с помощью игры в мяч. Вместо того чтобы считать, сколько раз ребенок набил мяч, перечисляем дни недели: понедельник, вторник и т.д. После воскресенья снова идет понедельник. Взрослый может считать, сколько «недель» смог набить ребенок. Так же можно выучить и последовательность месяцев в году. •Обращайте внимание ребенка на изменения в природе, связанные с наступлением времён года. Делайте рисунки осени, зимы, лета и весны, включая в них как можно больше признаков того или иного времени года. Спрашивайте у ребенка, что происходит с погодой, деревьями, животными, птицами, насекомыми в разное время года, что делает люди, во что мы одеваемся и т.п. Что делают птицы весной?Что делает медведь зимой?Что происходит с деревьями осенью?Когда самый длинный день и самая короткая ночь?Когда на улице мороз?•Купите или сделайте сами для ребенка циферблат с двигающимися стрелками. Лучше всего сделать на циферблате два круга: внешний (часовой) и внутренний (минутный) с делениями для всех 60 минут. Рекомендации по формированию представлений о форме и цвете•Сделайте с ребёнком «Радужный круг». Нарисуйте на бумаге круг и разделите его на 6 равных частей. Через одну части закрашиваются в синий, красный и жёлтый цвета. Затем ребёнку предлагается на оставшихся свободных «кусочках» смешать две соседние краски: красную и синюю, синюю и жёлтую, жёлтую и красную. Обратите внимание ребёнка на то, какие цвета получились в результате. Спросите его, почему этот круг называется радужным. •Развивайте словарный запас ребёнка на тему «Цвета». С помощью большого набора карандашей познакомьте его с такими цветами, как бежевый, вишнёвый, малиновый, лиловый и т.п. Договоритесь о названии цветов всех карандашей и просите ребёнка дать вам карандаш того или иного цвета или назвать цвет карандаша. •Сделайте для своего ребёнка набор геометрических фигур из цветного картона. Фигуры должны быть не только разного цвета, но и разной величины (большие, средние и маленькие). Такие фигуры можно классифицировать по форме (отложить квадраты в одну сторону, круги - в другую, треугольники – в третью), по цвету (найти только красные фигуры) и по величине (положить большие фигуры с одной стороны, а маленькие – с другой). •Обращайте внимание на свойства геометрических фигур: сколько у них сторон, углов, равны ли их стороны и т.п. Сравнивайте между собой круг и овал, круг и квадрат, квадрат и прямоугольник и т.п. 17 января 2021 в 15:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.