Персональный сайт воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка» Назаровой Юлии Сергеевны
Консультация «Давайте не только любить и уважать ,но и беречь и защищать природу» (6-7 лет)«Как научить ребенка любить и охранять родную природу»« Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе» К.Г. Паустовский Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчеркивают значение природы в нашей жизни. Именно в семье ребенок может получить первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу. «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу,- писал М.М. Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей Родины. С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой. Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно. В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая за работой старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д. Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными. Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка. Необходимо обращать внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду, научить детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Не это ли самая большая радость в жизни человека. Это величайший подарок, который нам дарит матушка природа. Зимой можно любоваться красотой русской берёзки, которая покрылась инеем. Можно в доступной форме объяснить детям, что зимой деревья спят, и только мы можем защитить их от холода, предложив им сделать доброе дело – укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли». На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Целесообразно поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу можно определить, кто здесь прошел, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы). Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру:«Найди приметы весны». Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы, и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их. Лучший отдых летом – это поездка в лес, поход в парк. Полюбуйтесь деревьями – великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу, парке можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу. Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, они нужны не только нам, но и обитателям леса, парка. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось, и он пригодится ему для лечения. Не заглядывайте в гнезда птиц – это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут. Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы. Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес или парк разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И она будет благодарна вам за заботу и внимание. Мы и природа – одна семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребёнок будет бережно относиться ко всему, что его окружает – ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам – взрослым. 29 марта 2022 в 14:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.