Персональный сайт воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка» Назаровой Юлии Сергеевны

« Игры и упражнения для развития мелкой моторики» (мл.группа октябрь 2022)

Развитие мелкой моторики у маленькихдетей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умелодвигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньшеони развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связнойи эмоциональной.

Игры с пальчиками способствуютформированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируютвнимание, способствуют умственному развитию, дают представление обокружающем мире и основу для развития творческого представления. Такиеигры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи.Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в коруголовного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга,отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматьсяразвитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будетевоздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Значение развития мелкой моторики очень велико:

    Повышает тонус коры головного мозга.

    Развивает речевые центры коры головного мозга.

    Стимулирует развитие речи ребенка.

    Согласовывает работу понятийного и двигательногоцентров речи.

    Способствует улучшению артикуляционной моторики.

    Развивает чувство ритма и координацию движений.

    Подготавливает руку к письму.

    Поднимает настроение ребенка.

Но не все знают, как правильно этоделать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми дляразвития моторики.

Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, я ставлю длясебя следующие цели и задачи:

 Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук,ритмичность;

 Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольноевнимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речьдетей.

В своей работе я использую комплекс игр и упражнений по развитию мелкоймоторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всехпредложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает егосклонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ.

Это игры и упражнения,пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук.

Средства развития мелкой моторики:

   Природный материал, бумага, вода, куклы, песок,пластилин, крупа, пуговицы, бусы, нитки, веревки, ткани, шнурки, карандаши,счетные палочки, изобразительные средства.

   Массаж ладоней и пальчиков рук оказывает тонизирующеедействие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. 

Например:

Ежик в руки мы возьмем, Покатаем ипотрем. Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол,

Ручкой ежика прижмем

И немножко покатаем …

Потом ручку поменяем.

 

Пальчиковые игры

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенкаприобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления сосказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детскогофольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию нашихистоков – русской народной культуры.

Например:

1.       Этот пальчик дедушка, (большой)Этот пальчик бабушка, (Указательный)

Этот пальчик- папочка, (средний)

Этот пальчик мамочка, (безымянный)

Этот пальчик я, (мизинец)

Вот и вся моя семья. (пальцы обеих рук соединить)

 

 

2.       «Перед намиелочка:    (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают«елочку»

Шишечки,   (показывают кулачки)

Иголочки,    ( указательные пальцы)

Шарики,        (пальцы сжимают в круг)

Фонарики,      (показывают «фонарики»)

Зайчики,          (показывают«ушки зайца»)

И свечки,        (прижимают ладони ипальчики друг к другу)

Звезды,           (прижимают ладони сраздвинутыми пальцами)

Человечки».     (ставят средний и указательный пальцына колени)

 

3.       «Курочка -рябушечка      (не спеша «проходятся» указательным исредним)

По двору гуляла,     (пальцем по бедрам)

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю ихопять:                    (грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!»     (загибают пальчики надругой руке)

 

И многие другие.

 

Изобразительная деятельность.

Рисование способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитаниючувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости,аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированиюизобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитиюзрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти ипальцев рук. «Пальчиковое рисование»

 

Это один из первых видов рисования, с которым можно познакомить ребенка ужес 6-8 месяцев. Рисование пальчиками хорошо развивает мелкую моторику, чтоспособствует развитию речи. Благодаря тому, что в головном мозге центрыотвечающие за движение и речь, расположены рядом, поэтому стимулируя центротвечающий за движение, стимулирует и речевой центр. Рисование пальчикамиразвиваеттактильную чувствительность: при макании пальчика в краску и приведении пальчиком по различным поверхностям для рисования, возникают новыеощущения для ребенка, ребенок учится осознавать свое тело. Рисуя пальчикамитренируется ловкость пальцев и кистей рук - это своего рода подготовительный этапк переходу к рисованию кистью. Раскрашивая пальчиком раскраски, малыш учитсячувствовать границы.

«Рисование ладошкой»  

Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощьюкисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашеннымиразными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легкосмывается.

 

Лепка   

Развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление,понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервнуюсистему.

Рисование манкой (другими мелкими крупами)

Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребенка, но иочень полезно для развития его мелкой моторики, а, следовательно, и речи,мыслительных процессов.

Это благоприятно сказывается так же и на психике ребенка -как и любоеигровое взаимодействие с природным материалом.

 

Игры 

С прищепками

Развивают координацию, мелкую моторику рук. Цель: научить ребенкасамостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка,можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки кежику, дожди к тучке, травку к земле и тому подобное).

Пуговицы   

Открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы поцвету и величине. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение,память, творческие способности, зрительно – моторную координацию, глазомер,речь, мелкие движения рук.

 

Шнуровки   

 Развивают мелкуюмоторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, способствуютпониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развитию речи.

Бусы  

Даже одевание фигурок на шнурок можно превратить в игру. Покормить в началефруктами любимую игрушку, а потом сделать великолепное украшение на шейку.

 

 

Счетные палочки  

Выкладывание из счетных палочек. Вот квадратик, треугольник даже домик.

 Так же можно использовать банку с дырочкой в крышке, в эту дырочкукидать счетные палочки. Можно на картоне нарисовать линии разноцветнымифломастерами и проделать отверстия.

Игры с крупами

Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Для игр подойдутгорох, чечевица, фасоль разных видов, манка и др. Как играть: Дайте ребенкуразличные ложечки, вилку, стаканчики, баночки, тарелочки.

Пусть он:

 Пересыпает ложкой горох из одного тазика в другой.

 Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось.

 Пересыпает горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из подйогурта).

 Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком.

 Насыпает крупу в стаканчик через воронку.

 Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную)тарелку.

 Попросите его накормить ваших животных -собачке насыпать в глубокуютарелку, а поросёнку -в мелкую.

 Попросите насыпать котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т. п.

 Пересыпает и насыпает горох в ёмкости рукой.

 Так же в емкости с крупой можно спрятать много мелких игрушек, ребенкунеобходимо отыскать все эти игрушки.

 

 

 

 

Мозаика 

 

 способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих

 способностей ребёнка.

Мы сегодня не гуляли

Мы в мозаику все играли.

 

Конструкторы и наборы строительных материалов

 

Эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированиюспособностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают ввоображении ребенка некие идеалы цветов и форм.

 

      Игры с игрушками вкладыши,пирамидки. 

 

    Пирамидки     -    способствуют     развитию     мелкой    моторики     рук,

самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятияпредмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учитсяподбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия.Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а такжезнакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать ихможно бесконечно. И главное здесь -учитывать индивидуальные особенности каждогоребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станутне сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически ссамого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку,самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталейконструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будутразвиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

 

28 октября 2022 в 11:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.