Персональный сайт воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка» Назаровой Юлии Сергеевны
« Игры и упражнения для развития мелкой моторики» (мл.группа октябрь 2022)Развитие мелкой моторики у маленькихдетей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умелодвигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньшеони развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связнойи эмоциональной. Игры с пальчиками способствуютформированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируютвнимание, способствуют умственному развитию, дают представление обокружающем мире и основу для развития творческого представления. Такиеигры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи.Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в коруголовного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга,отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматьсяразвитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будетевоздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Значение развития мелкой моторики очень велико: Повышает тонус коры головного мозга. Развивает речевые центры коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Согласовывает работу понятийного и двигательногоцентров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. Поднимает настроение ребенка. Но не все знают, как правильно этоделать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми дляразвития моторики. Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, я ставлю длясебя следующие цели и задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук,ритмичность; Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольноевнимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речьдетей. В своей работе я использую комплекс игр и упражнений по развитию мелкоймоторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всехпредложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает егосклонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ. Это игры и упражнения,пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук. Средства развития мелкой моторики: Природный материал, бумага, вода, куклы, песок,пластилин, крупа, пуговицы, бусы, нитки, веревки, ткани, шнурки, карандаши,счетные палочки, изобразительные средства. Массаж ладоней и пальчиков рук оказывает тонизирующеедействие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Например: Ежик в руки мы возьмем, Покатаем ипотрем. Вверх подбросим и поймаем, И иголки посчитаем. Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем И немножко покатаем … Потом ручку поменяем.
Пальчиковые игры Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенкаприобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления сосказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детскогофольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию нашихистоков – русской народной культуры. Например: 1. Этот пальчик дедушка, (большой)Этот пальчик бабушка, (Указательный) Этот пальчик- папочка, (средний) Этот пальчик мамочка, (безымянный) Этот пальчик я, (мизинец) Вот и вся моя семья. (пальцы обеих рук соединить)
2. «Перед намиелочка: (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают«елочку» Шишечки, (показывают кулачки) Иголочки, ( указательные пальцы) Шарики, (пальцы сжимают в круг) Фонарики, (показывают «фонарики») Зайчики, (показывают«ушки зайца») И свечки, (прижимают ладони ипальчики друг к другу) Звезды, (прижимают ладони сраздвинутыми пальцами) Человечки». (ставят средний и указательный пальцына колени)
3. «Курочка -рябушечка (не спеша «проходятся» указательным исредним) По двору гуляла, (пальцем по бедрам) По двору гуляла, Цыпляток считала. - Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной руке) Посчитаю ихопять: (грозят указательным пальцем) Раз, два, три, четыре, пять!» (загибают пальчики надругой руке)
И многие другие.
Изобразительная деятельность. Рисование способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитаниючувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости,аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированиюизобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитиюзрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти ипальцев рук. «Пальчиковое рисование»
Это один из первых видов рисования, с которым можно познакомить ребенка ужес 6-8 месяцев. Рисование пальчиками хорошо развивает мелкую моторику, чтоспособствует развитию речи. Благодаря тому, что в головном мозге центрыотвечающие за движение и речь, расположены рядом, поэтому стимулируя центротвечающий за движение, стимулирует и речевой центр. Рисование пальчикамиразвиваеттактильную чувствительность: при макании пальчика в краску и приведении пальчиком по различным поверхностям для рисования, возникают новыеощущения для ребенка, ребенок учится осознавать свое тело. Рисуя пальчикамитренируется ловкость пальцев и кистей рук - это своего рода подготовительный этапк переходу к рисованию кистью. Раскрашивая пальчиком раскраски, малыш учитсячувствовать границы. «Рисование ладошкой» Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощьюкисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашеннымиразными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легкосмывается.
Лепка Развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление,понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервнуюсистему. Рисование манкой (другими мелкими крупами) Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребенка, но иочень полезно для развития его мелкой моторики, а, следовательно, и речи,мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так же и на психике ребенка -как и любоеигровое взаимодействие с природным материалом.
Игры С прищепками Развивают координацию, мелкую моторику рук. Цель: научить ребенкасамостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка,можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки кежику, дожди к тучке, травку к земле и тому подобное). Пуговицы Открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы поцвету и величине. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение,память, творческие способности, зрительно – моторную координацию, глазомер,речь, мелкие движения рук.
Шнуровки Развивают мелкуюмоторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, способствуютпониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развитию речи. Бусы Даже одевание фигурок на шнурок можно превратить в игру. Покормить в началефруктами любимую игрушку, а потом сделать великолепное украшение на шейку.
Счетные палочки Выкладывание из счетных палочек. Вот квадратик, треугольник даже домик. Так же можно использовать банку с дырочкой в крышке, в эту дырочкукидать счетные палочки. Можно на картоне нарисовать линии разноцветнымифломастерами и проделать отверстия. Игры с крупами Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Для игр подойдутгорох, чечевица, фасоль разных видов, манка и др. Как играть: Дайте ребенкуразличные ложечки, вилку, стаканчики, баночки, тарелочки. Пусть он: Пересыпает ложкой горох из одного тазика в другой. Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось. Пересыпает горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из подйогурта). Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком. Насыпает крупу в стаканчик через воронку. Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную)тарелку. Попросите его накормить ваших животных -собачке насыпать в глубокуютарелку, а поросёнку -в мелкую. Попросите насыпать котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т. п. Пересыпает и насыпает горох в ёмкости рукой. Так же в емкости с крупой можно спрятать много мелких игрушек, ребенкунеобходимо отыскать все эти игрушки.
Мозаика
способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Мы сегодня не гуляли Мы в мозаику все играли.
Конструкторы и наборы строительных материалов
Эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированиюспособностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают ввоображении ребенка некие идеалы цветов и форм.
Игры с игрушками вкладыши,пирамидки.
Пирамидки - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятияпредмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учитсяподбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия.Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а такжезнакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать ихможно бесконечно. И главное здесь -учитывать индивидуальные особенности каждогоребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станутне сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически ссамого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку,самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталейконструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будутразвиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
28 октября 2022 в 11:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.