Персональный сайт воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка» Назаровой Юлии Сергеевны
Консультация «Развитие речи детей» (апрель 2023)В раннем возрасте происходит закладка всех тех знаний и умений, которые в дальнейшей жизни будут только совершенствоваться. Более того, в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Речь взрослого должна быть небыстрой, четкой и простой.
Для развития речи ребенка до 3 лет следует соблюдать несколько несложных правил: 1.Общаться с ребенком. Чем больше Вы будете разговаривать с малышом, тем больше знаний он приобретет (к концу 2 года в активном словаре ребенка присутствует около 300 слов, а к концу 3 года – до 1500). Как можно чаще обращайтесь к нему с просьбами («Принеси мне…», «Посмотри, кто пришел и скажи мне…», «Найди, где лежит…»), просто постарайтесь поддержать разговор на интересную для ребенка тему («С кем ты сегодня играл?», «Кто принес такую красивую игрушку?», «Кто там побежал, котик или собачка?»), даже обычное поручение будет способствовать развитию малыша («Отнеси маме», «Возьми чашку», «Спрячь в коробку»). Очень важно во время бесед учить ребенка обязательно отвечать на Ваши вопросы и верно выполнять простые инструкции. 2.Совместные игры сопровождать свои действия словами, закреплять знания о различных предметах, признаках предметов (цвет, форма, размер), действиях и явлениях («Вот кукла. Она красивая. На ней одето яркое платье, аккуратно завязан бантик. Кукла проголодалась. Ей нужно сварить суп…») 3.Рассматривать разные предметные и сюжетные иллюстрации в книгах и журналах, учить слушать и понимать несложные рассказы по картинкам. 4.Расширять кругозор ребенка. Обращать его внимание на детали: у кошки – ушки, лапки, хвостик; у машины – кузов, колеса, кабина, у чайника – носик, ручка и и т.д. Упражнять в умении соотносить собственные движения и действия с игрушкой со словом («Попрыгай, как лягушка», «Зайка танцует») 5.Развивать фонематический слух (различать на слух сходные по созвучию слова с опорой на картинки), речевой слух (обозначать средствами звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы — тик-так; поезд — ту-ту) 6.Отвечать на вопросы ребенка. Если у ребенка будет интересный собеседник в лице Родителя, стремление узнать мир и познакомиться с чем-то новым никогда не пропадет. Предложенные ниже речевые игры помогут Вам с пользой проводить время! Чистоговорки на тренировку различных звуков. А-А-А- одеваться нам пораАн Ан Ан у передника карманАт Ат Ат у меня халатАф-аф-аф – купили шкаф. Ба ба ба – в лесу стоит избаБе бе бе – сидит кошка на трубеБу Бу Бу – кошка просится в избуБи Би Би – кошка, громко не кричи! Ва Ва Ва у футболки рукаваВу-ву-ву – лови сову.Ви Ви Ви – всех ребят зови . ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка...ЯгаГА-ГА-ГА у меня два сапога ДА-ДА-ДА! В кране кончилась …водаДу-ду-ду – домой пойду.Ды-ды-ды – попей воды. ЗА-ЗА-ЗА! На лугу стоит …коза У У У бантик повяжу коту О О О надеваю я пальтоОм-ом-ом – строим дом. И И И одеваю сапоги Ы Ы Ы разорвал Максим штаны Ки Ки Ки – пирогов нам напеки Ок ок ок – румяный пирожокКа Ка Ка – кто хочет пирожка?Ке Ке Ке – пирожок держи в руке Ма Ма Ма одеваюсь я самаМы-мы-мы – ждем зимы.Ми-ми-ми – меня за руку возьми.Му-му-му – в руки сумку я возьму. Но-но-но – у нас темно.Не-не-не – подойди ко мне.Ны-ны-ны – идут слоны. Фу Фу Фу много кофточек в шкафу Ха-ха-ха – поймал петуха.Ух-ух-ух – летит пух. Ё Ё Ё это платьице мое Са-са-са – у сосны стоит лиса, Си-си-си – мы едем на такси. Та-та-та – поймай кота.Дыхательная гимнастика: ПетушокКрыльями взмахнул петух,Всех нас разбудил он вдруг. (И.П. встать прямо, ноги врозь, руки опустить.1. Поднять руки в стороны (вдох)2. Хлопнуть руками по бедрам «Ку ка ре ку» (выдох)ЧасикиЧасики вперед идут,За собой нас ведут И.П. стоя, ноги слегка расставлены1.Взмах руками вперед «Тик» (вдох)2. взмах руками назад «Так» (выдох) ВетерСильный ветер вдруг подулИ снежинки с куртки сдул И.П. стоя. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот.1. Сделать полный вдох, выпячивая живот2. Задержать дыхание на 3-4 сек.3. сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами УшкиУшки слышать все хотят,Про ребят и про зверят И.П. стоя.1.Наклон головы вправо – сильный вдох2. Наклон головы влево – произвольный выдохУпражнения для губ Смешная песенкаСкажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б...» (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку. РасческаСкажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.Предложите ребенку «причесать» свои губки. Спрячь губкиПредложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.Пусть малыш тоже «спрячет» свои губкиУпражнения для языка Любопытный язычокСкажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение. Накажем непослушный язычокСкажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та, та, та...» Предложите малышу повторить упражнение.Упражнения для нижней челюсти, губ и щек Улыбка (статическое артикуляционное упражнение)Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2—5 секунд.Расскажите стихотворение:Улыбнись мне поскорей.Тяни губки до ушей! Колечко (статическое артикуляционное упражнение)Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунди спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.Расскажите стихотворение:Губки круглые сложиИ колечко покажи.Малыш плачет (динамическое артикуляционное упражнение)Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а затем произнесите это звукоподражание. Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд. Шарик (статическое и динамическое артикуляционное упражнение)Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а губы крепко прижать ладонью. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу.Расскажите стихотворение:Шарик надувай,Воздух выпускай. Часики (динамическое артикуляционное упражнение)Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики» (4-8 раз). При выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так...», задавая темп движений.27 апреля 2023 в 13:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.