Персональный сайт воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка» Назаровой Юлии Сергеевны
Консультация «Развиваем память» (апрель 2024)Цель: познакомить родителей с видами памяти и играми для ее развития. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития хорошей памяти, что является одним из необходимейших условий успешного обучения ребёнка. Что значит «хорошая»? Это значит, что память ребенка имеет достаточный объем и достаточную скорость процессов запоминания и воспроизведения. Все эти параметры поддаются тренировке, и есть методы их улучшить. Но для начала разберемся с тем, что такое память и какой она бывает. Память - "входные ворота нашего интеллекта". Память является необходимым условием процесса мышления. Возможности памяти безграничны. Чем более развита будет (у Вас и вашего ребёнка) память, тем выше будет качество (Вашей и его) жизни. Мы обладаем памятью с рождения и можем совершенствовать её всю жизнь. Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать накопленный материал. Память бывает двигательной, зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, в зависимости от органа чувств, формирующего воспоминание. Этот тип памяти индивидуально весьма дифференцирован – у каждого человека, и ребенка в том числе, имеется преимущественный сенсор для запоминания. Кто-то лучше запоминает картинки, а кто-то звук. В соответствии с этим людей уже с детства можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Четвертый тип, дигитальный (восприятие в первую очередь смысла, логики ), довольно редок среди детей. Нейрофизиологи выделяют два основных вида памяти: кратковременную и долговременную. Из их названий уже примерно понятно, что они из себя представляют. Вся воспринимаемая информация сначала попадает в кратковременную память, в которой она будет храниться очень недолго и объем которой невелик. Чтобы информацию сохранить, необходимо, чтобы она переместилась в долговременную память. Механизмы этого «перемещения» еще не до конца изучены. Но основные закономерности, в общем, известны: лучше всего запоминается информация, которая вызвала у человека интерес, лучше всего запоминается информация, которая применялась (и не один раз) в практической деятельности, лучше всего запоминается информация, связанная ассоциативной связью с уже имеющейся в памяти информацией, лучше всего запоминается информация, повторенная много раз. Зная эти законы, мы можем так строить занятия с ребенком, чтобы его память работала наиболее эффективно, и вся предложенная ему информация усваивалась. Но только знания законов недостаточно. Умение целенаправленно запоминать какую-то информацию приходит с возрастом. Считается, что у младших детей (возрастом до 3х лет) вообще нет произвольной памяти. Их память настолько избирательна и настолько не имеет никакой системы, что управлять тем, что именно и на какое время они запомнят не представляется возможным. Бесполезно заучивать с такими малышами названия элементов таблицы Менделеева (названия стран мира, насекомых семейства жесткокрылых… продолжайте список сами) и думать, что они вспомнят их в школе. Заучить-то их можно. Но это будет только бесполезная трата драгоценного времени, которое ребенок мог бы использовать на виды деятельности, подходящие ему по возрасту. Только годам к 5-6 у детей начинает формироваться умение контролировать процесс усвоения информации. Это умение будет просто необходимо ребенку в школе. Ведь вся система обучения строится на запоминании: правила и законы, таблица умножения и теорема Пифагора, исторические даты и названия частей цветка, стихотворения Пушкина, падежные окончания, валовой национальный продукт России – все это придется запоминать юному ученику. Кому-то все это дается легко, а кто-то не справляется с таким количеством новой информации. Мы, родители, можем помочь своему ребенку, путем упражнений и тренировок увеличивая объем его памяти. Кроме того, старшего ребенка можно научить пользоваться мнемоническими правилами для запоминания какой-то информации. Сделать это проще всего в ходе игры. Попросите малыша запомнить несколько несвязанных между собой слов. Не получается? А если попробовать придумать предложение, в которое входили бы все эти слова? Уже лучше! Это правило называется «метод построения ассоциаций». Есть и другие правила: попытаться найти что-то общее в том, что надо запомнить с тем, что ребенок уже знает (построение аналогии). Или использовать для запоминания рифмовки. Как тут не вспомнить знаменитые ««жи» «ши» пиши с буквой «и»» или «шестью шесть – тридцать шесть»? Еще можно использовать для запоминания первые буквы слов (или буквы одного слова, которое надо запомнить), строя предложения с ними: это правило все мы используем для запоминания цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Используя эти и другие приемы можно значительно расширить способность ребенка к запоминанию информации. И, конечно, не забываем про игры на развитие памяти: – Игра «Запомни - положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек). Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку. – Игра «Что пропало?» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов. Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как ойи лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился. – Игра «Что стало по-другому?» Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов. Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку». – Игра «Что добавилось?» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов. Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)». – Игра «Что изменилось?» Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки. Оборудование. 1 вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек. 2 вариант: одна сюжетная картинка с небольшим количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями. Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку. 2 вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно. Например: «На первой картинке у зайчика на шее бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб». – Игра «Чем отличаются?» Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними. Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение). Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами. – Игра «Повтори за мной действия» Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым. Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив ДРУГ друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить. Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок. – Игра «Посмотри - запомни - нарисуй» Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику. Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте. Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце. 7 июня 2024 в 10:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.